Хочу поделиться

Краеведение как форма духовно-нравственного 
и гражданско-патриотического воспитания

         В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей.

Традиционными источниками нравственности являются: 
  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; 
  • доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); 
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); 
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода). 
     Следовательно, основной воспитательной задачей современной школы является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, которые обладают высокой нравственностью, проявляют национальную и религиозную терпимость, уважают традиции и культуру других народов. К сожалению, многие современные школьники мало читают, не интересуются историей Отечества, еще меньше его культурой, не знают или не соблюдают традиции, которые утеряны обществом и семьей. Восполнить этот пробел и решить воспитательную задачу современности в большей степени способствуют краеведение и музейная педагогика. Академик Лихачев Д.С. называет краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности». Приобщение человека с детства к изучению своей малой родины является, наверное, самым эффективным средством для его духовного и нравственного развития. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – это основа духовно – нравственного становления всего общества. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает их самосознание, развивает интеллект, воспитывает уважение к истории своего народа и любовь к своему краю. Как показывает практика, участие школьников в краеведческой деятельности, их знакомство с прошлым и настоящим малой родины, ее природных, экономических, политических, культурных особенностей способствует осознанию ими своей принадлежности к определенной нации и формированию чувства гордости за это, пробуждает стремление, к знанию ее истории, местных обычаев и традиций, сопричастности к судьбе своего народа, помогает решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении, а также развивает эстетические чувства, создает возможности для самореализации в процессе общественно-полезной, благородной работы. Все это обосновывает актуальность школьного краеведения в наши дни.
      Краеведческая деятельность в нашей школе осуществляется через уроки истории, краеведения, работу школьного музея и научного общества учащихся «Радуга». Применяются различные формы работы со школьниками – проведение предметных олимпиад, конференций, участие в фестивалях и конкурсах разного уровня. Основными методами являются методы творческого характера: проблемный, поисковый, эвристический, исследовательский, проектный (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы). Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс и приобретает новый опыт учебной и исследовательской деятельности. На уроках истории в 6 -8, 10 классах по истории России с древнейших времен до ХХ века, а в 9, 11 классах в темах "Россия: От Февраля к Октябрю", "Гражданская война 1918-1921гг.", "Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)" и других темах современности, составляющих определенные периоды развития страны, изучаются темы по родному краю, аналогичные данным периодам. Сопоставляются изучаемые события страны с событиями, которые находят отражение в истории края. На занятиях по краеведению при изучении модуля "История моего края" (1 час. в неделю в 9 классе) с использованием лекционных и практических методов работы с учащимися изучается история родного Омского Прииртышья. Преподавания этого 35 часового учебного модуля в школе позволяет выйти за рамки традиционной схемы историко – краеведческого курса и усиливает его социальный контекст и деятельностную направленность. На уроках этого модуля мы изучаем социально – экономические, политические и этнокультурные аспекты развития своего края, района, села.
         Продолжением уроков является внеурочная, внешкольная деятельность. Предметные недели, олимпиады, экскурсии конкурсы, проектная деятельность, исследовательская работа, - все это помогает поддерживать и формировать интерес к изучению краеведения.
           Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея. Он является носителем исторической памяти, материальной, духовной жизни жителей села, работников школы и выпускников. Работа музея содействует расширению кругозора учащихся и формированию их познавательных интересов, активизации поисково-исследовательской деятельности. На его базе плодотворно работает клуб юных краеведов «Патриот», объединяющий учащихся 6-11 классов. Школьники с большой заинтересованностью занимаются поисково – исследовательской и литературно – творческой деятельностью по изучению родного края, работают над систематизацией и пополнением музейного фонда, организацией экскурсий и тематических выставок, проведением различных внеклассных мероприятий по итогам поисково - исследовательской работы. Радует их увлеченность краеведением. Она не случайна, так как восстанавливая историю родного края – своей малой родины, они изучают историю своих семей, соседей или других жителей села, с которыми они близко знакомы, к судьбе которых они не безразличны. Благодаря поисковой работе школьники ощущают свою причастность к близким и далеким предкам, родовым корням своей семьи, а в их лице - нации, народа. Краеведческая деятельность развивает инициативу, активность учащихся, помогает их духовному и нравственному росту, дает возможность для правильной организации досуга, развития творческих способностей и коммуникативных навыков. Учащиеся занимаются поиском новых документов, сведений и материалов. Учатся их анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Создают глубокие по содержанию исследовательские работы, основанные на кропотливой краеведческой деятельности, находят ценные фотографии, исторические документы, которые пополняют фонды школьного музея. Учатся презентовать свою работу. Радуют их результаты. В октябре 2012 года на районном слете юных краеведов учащаяся 7 класса заняла 1 место, выступив с исследованием по теме «История пионерского движения в школе». Эта работа представлена на областной конкурс «Летопись сибирских деревень». Одной из лучших исследовательских работ муниципального этапа научно – практической конференции «Открытый мир. Старт в науку» стало исследование ученицы 8 класса по теме «История села Чебаклы», которая рекомендована на областную научно – исследовательскую конференцию научного общества учащихся «Поиск». С материалами этих работ жители села, выпускники школы, гости познакомились на юбилее школы (ей исполнилось 80 лет в 2012 году) и юбилее села, которому исполнилось 275 лет в этом же году. Ученица 9 класса стала участницей онлайн областной олимпиады по школьному краеведению, которая проводится в рамках Всероссийского туристко – краеведческого движения «Отечество».
          Но самым важным в краеведческой деятельности учащихся является их  интерес к собственной истории, к истории своих семей, к истории школы, села. Постоянная работа, направленная на придание историческому материалу личностного значимого характера, позволяет обогатить внутренний мир учащихся. Стать им «маленькими» патриотами малой родины. Встречаясь со старожилами села, ветеранами труда ( ветеранов войны уже нет в живых никого), работниками служб социума, у них развиваются качества коллективизма, коммуникативные и социальные компетентности. Такая личность может легко войти в общество, применить свои знания и умения в социуме, станет активной в общественной жизни. А значит, станет истинным патриотом и гражданином. Нравственное и духовное развитие личности через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, приобщать их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Можно с уверенностью утверждать, что приобщений детей к краеведению помогает воспитанию современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Галина Ивановна! Спасибо за интересную и полезную статью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна! Я как -то не заглядывала на свои страницы и была очень удивлена вашими комментариями.Спасибо Вам.

      Удалить